понедельник, 14 января 2013 г.

Обслуживание Shimano Cardiff 301A


Решил самостоятельно сделать полное межсезонное тех. обслуживание своей Shimano Cardiff 301A. До этого полностью ни разу не разбирал. Раньше только так, на основные узлы разберу почищу, помажу и вроде успокоюсь на этом. Но в этом году решил - надо! А то уже четвертый сезон пойдет, а полноценного ТО и не было.
На самом деле решиться на полное самостоятельное ТО меня с подвигли две вещи. Первое это то что я приобрел новый катухен. Так что потрепанного Cardiffa, даже совсем потерять в ходе не квалифицированного обслуживания будет не очень критично. Второе это один известный рыболов со своей "луной" и увлекательной статьей про полное тех. обслуживание Daiwa Luna, вдохновил вообщем.


Начал с того что нашел схему Shimano Cardiff 301A. Несколько дней изучал ее, периодически посматривая на нее, пытаясь понять и запомнить последовательность разборки, сборки, взаимодействие основных узлов, особенности и детали катушки Shimano Cardiff 301A. Также нашел несколько подробных описаний ТО Cardiff: на одном сайте 201-го, на другом 301-го. В основном на не нашем языке. Но по фоткам на сайтах, все понятно. Вообщем основательно подготовился информационно.


Поехал докупил: густую и жидкую смазку, баллон со сжатым воздухом, различные чистящие предметы, керосин для промывки, кисточку для смазки и еще чего-то помелочи.  
Густую смазку подсмотрел в той статье, которую упоминал ранее. А масло приобрел то, которое было в СпортХите. Масло, которое лежало в коробке решил не использовать, нет у меня к нему доверия.
Баллон со сжатым воздухом оказался не очень полезной вещью. Выдувал только часть грязи. Давление в нем маленькое, поэтому пыль сдуть с компа самое то, а вот прилипшую грязь выдувать им не всегда получается.
Трубку у баллона разрезал в соотношении 1/3 и 2/3. Т.е. получилось две трубочки одна подлиннее другая покороче. Подлиннее подлезть куда-нибудь (в итоге так и не использовал), покороче прицельно продуть совсем маленькие делали.
Кисточка зачетная: маленькая - к любой детали можно подлезть, жесткая - густую смазку очень хорошо размазывает. Вообщем очень удобная.
Обслуживание решил выполнять по узлам. Т.е. сначала разобрать на основные узлы. А потом разбирая по отдельности каждый узел провести чистку и смазку. Т.е. фоток катушки полностью разобранной по деталькам не будет. Такая организация процесса позволит во-первых не путаться в деталях, что в свою очередь облегчит сборку узлов катушки. Во-вторых позволит разнести обслуживание отдельных узлов по времени. Не хочется сидеть вечер или даже ночь вычищая катушку от и до. Лучше вечерком взять отдельный узелок разобрать, почистить, смазать, собрать. И так несколько вечерков. Будет чем себя занять зимними вечерами.
И так разобрал на основные узлы: левая крышка с редуктором, шпуля с центробежным тормозом, рама, лесоукладыватель, и правая крышка, которую назвать узлом можно с натяжкой.


Решил сначала почистить узел лесоукладчика. Как наименее страшного узла. Разобрать лесоукладчик не составило труда. Снял одну е-клипсу со стороны редуктора, открутил винт-крышку (2373 по схеме), можно не до конца, главное что бы бегунок (42) вышел из зацепления с резьбой бесконечного винта (2583), а дальше вынул пластмассовые деталюшки, вытянул винт, направляющую, практически само все разобралось.


После того как снял лесоукладчик понял, что надо начать не с него, а с рамы катушки. Уж очень грязной она оказалась.Чтобы в последствии собирать узлы на чистой раме.


Для очистки рамы снял с нее все, ну опорный подшипник оси шпули не в счет. Кстати без снятия лесоукладчика и кнопки разблокировки шпули будет крайне затруднительно подлезть к некоторым участкам рамы, для того что бы их полноценно почистить.
Разобрать кнопку разблокировки шпули оказалось совсем просто. Снял одну е-клипсу и все само вывалилось. Клипсу надо снимать аккуратно, что бы не повредить ее, или случайно не потерять.


Как видно на деталях кнопки разблокировки шпули тоже хватает грязи. Их тоже хорошенько очистил. Как сами детали сверху, так и кнопку внутри, там где движется направляющая. Там оказалось тоже предостаточно грязи.


Почистил раму, залезая в каждый уголок. Чистил ватными палочками, дисками, а самые труднодоступные места, углы зубочисткой с ватным диском. Стало приятно смотреть на чистую раму катушки. На этом обслуживание рамы закончил.


Очистил кнопку разблокировки. Аккуратно протирая каждую детали и прочищая каждый уголок. Внутри кнопки также все почистил. Хорошенько смазал густой смазкой все трущиеся поверхности и металлические и пластиковые. А затем собрал на чистой раме катушки. Кнопка стала мягче двигаться.
Не надо забывать смотреть на схему при сборке. А то случается что можно собрать и не так как задумал разработчик. Я вот умудрился при сборке кнопки разблокировки шпули вставить направляющую не со стороны редуктора, а со стороны декоративной крышки. И что же все встало и работает. Но присутствует продольное перемещение этой самой направляющей, достаточное что со стороны редуктора выпадать из гнезда. В результате этого один конец направляющей становится незакрепленным со всеми вытекающими последствиями. Потом конечно же все переставил и собрал правильно


Добрался до лесоукладывателя. Для начала разобрал его по деталькам. Узел достаточно простой деталей не много поэтому можно разобрать и по деталям. Для того что бы разобрать его по деталям, после того как снял узел с рамы, мне потребовалось снять всего одну е-клипсу (1672), которая закрепляет шестеренку (2490) на бесконечно винте (2583) и все узел лесоукладывателя разложился по деталькам.


Кстати не увидел в своей катушке детали под номером 60 по схеме. Может я конечно ее потерял, но вроде не похоже, есть фотки момента как только разобрал лесоукладыватель, и там тоже нет этой детали. 


Вот с очисткой бесконечно винта у меня возникли некоторые сложности. Я его чистил зубочисткой с ваткой на конце. Я конечно его очистил. Понимаю, что чистый. Но не идеально чистый. Кстати баллон со сжатым воздухом здесь не сильно помогал, выдувал только крупные фрагменты грязи, а прилипшая мелкая в углах оставалась. Может быть стоило его замочить на некоторое время в бензине. Может. Не знаю. Я первый раз чищу так тщательно.


Промазал густой смазкой все трущиеся поверхности. Даже боковую поверхность бегунка. Он же ведь тоже поворачивается при переходе на обратное движения по резьбе бесконечного винта. Поворот конечно не значительный градусов наверное не больше шестидесяти, но все же поворот присутствует. Поверхности перемещаются друг относительно друга, и значит смазка пусть будет.


Далее самый сложный и "страшный" узел. Редуктор. Его отложил на потом, на "сладкое".


Для начала разобрал его. Сама по себе эта операция не такая быстрая. Особенно если разбираешь его первый раз. Снять ручку не сложно и достаточно очевидно. Всего лишь открутил винт (см. фото ниже), снял пластину (2470), открутил гайку и дальше снял ручку.


Затем снял пружинную шайбу, открутил звездочку, снял несколько шайб и мне стал доступен для снятия и промывки подшипник под номером 2937.


Но я решил начать с осевого тормоза. Осевой тормоз это вот та гайка, которую я откручиваю на следующем фото. Думал там какой-то хитрый механизм. И даже не предполагал что все настолько просто. Ось шпули упирается в эту самую гайку. Чем сильнее гайка закручивается, тем сильнее зажимается ось шпули с торцов. Все, тормоз выполняет свою функцию.


Единственное, в гайке расположены какие-то шайбы-прокладки (номера 1696 и 2224 по схеме). Видимо они нужны для облегчения вращения шпули. Она ж даже будучи зажатой, при забросе все равно вращается.


При снятии опорного осевого подшипника, прежде всего снял пружинную скобку, слегка отжав ее свободные концы внутрь. Далее не замысловатым инструментом (показан на фотке) извлек подшипник из корпуса.


Все больше с лицевой стороны разбирать нечего. Поэтому выкрутил два винта. На следующем фото я как раз выкручиваю второй винт.


А дальше располовинил механизм редуктора.


В лицевой крышке расположен очень важный и пожалуй самый сложный и "тонкий" узел во всей катушки - обгонная муфта, или как я раньше называл моментальный стопор обратного хода (вращения шпули, если быть точным). Если не уверены в своих силах, то лучше не разбирать этот механизм. Я уверен. Точнее, как писал выше, мне все равно. Поэтому разобрал.


Сидит муфта в корпусе очень плотно. Просто, пальцем не выдавишь. Придется применить силу. Как я вытаскивал муфту рассказывать не буду, потому что это было грубо для такого тонкого механизма и не правильно. Как вытащить правильно муфту, я к сожалению не знаю.


При установке обгонной муфты назад в корпус необходимо правильной стороной ее установить. Поэтому запомнить как она стояла, лучше до того как извлекать ее из корпуса. Я как не опытный в делах обслуживания катушки не запомнил как она стояла, а в результате установил ее не той стороной. В итоге вращение шпули блокировалось в обе стороны, в одну обгонной муфтой, в другую храповиком. Переставил муфту, и катушка заработала.


Разобрать по деталькам вторую половину редуктора мне оказалось достаточно просто. Снял одну е-клипсу (425), закрепляющую вал (3312) в пластмассовом корпусе (2635). Затем вытащил вал (3312) со всеми надетыми на него зубчатыми колесами.


Снял пружинки (1133), извлек пластмассовую деталь (2593) с вложенным в нее "червяком" (2007). Снял пластмассовое колесо (2480). Оно ни как не закреплено, а в собранном механизме держится за счет закрепления вала (3312).


Затем открутил винты (609), видны на фото выше. И аккуратно снял все оставшиеся пластмассовые и металлические детали.
Разложил их перед собой для последующей очистки. А как видно старой смазки и грязи на деталях редуктора хватает.


После очистки собрал все в обратном порядке. Все трущиеся поверхности, как пластиковые, так и металлические тщательно промазывал густой смазкой. Кстати после того как достаточно густо смазал зубчатые колеса, собрал, "погонял" катушку, а потом снова разобрал смазки на зубчатых колесах осталось не много, только равномерная тонкая пленка.


После окончательной сборки катушка как ни странно заработала и стала вращаться возможно чуть мягче. Но это самое "возможно чуть" где-то на уровне ощущений. При этом тише катушка работать не стала. Все равно присутствует небольшой шум.
Совсем пару слов про подшипники. Те подшипники, которые закреплены вытаскивал из гнезд так же как подшипник осевого тормоза. Т.е. вынимал скобку и доставал подшипник из гнезда. Промывал подшипники в "галоше" затем продувал баллоном и так несколько раз, пока не станет керосин чистым. Смазывал подшипники жидкой Pennовской смазкой, прокапывая каждый подшипник несколькими каплями масла.
У меня еще были и механические повреждения ручки катушки и звездочки фрикционного тормоза. Они были погнуты в результате падения на них тела кил так под девяносто. Но "страшные" фотки устранения данных повреждений здесь приводить не стану, дабы не травмировать тонкие чувства эстетов от техники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий